Timofeev Oleg Vitalievich Тимофеев Олег Витальевич (timotv) wrote,
Timofeev Oleg Vitalievich Тимофеев Олег Витальевич
timotv

народники современней, чем большевики - Игорь Эйдман

Интересные параллели...

Перепост отседова: http://igeid.livejournal.com/69198.html

Вольные «хлебопашцы» на общей земле интернета

Народнический социализм и большевизм: демократия и децентрализация против диктатуры
В 1917-м году главной альтернативой большевизму была не реставрация и не буржуазно-демократический путь развития, а эсеровский (народнический) социализм. Правые, после провала корниловской авантюры, были деморализованы и не имели никаких шансов на успех. Социалисты-революционеры и большевики пользовались наибольшей поддержкой общества. Большинство депутатов, избранных в Учредительное Собрание, были членами Партии Социалистов-Революционеров. Большевики получили 24,5 % мест. Для сравнения кадеты - единственная буржуазная партия, прошедшая в УС, - завоевали только 2,4 % депутатских мандатов.

Таким образом, если бы большевики не разогнали УС, к власти демократическим путем пришли бы эсеры. Причем большинство фракции эсеров составляли сторонники председателя Учредительного Собрания Виктора Чернова, который был категорически против коалиции с буржуазными партиями. Так что Россию ожидало чисто социалистическое правительство.

Эсеры были уникальной партией, имевшей оригинальную немарксистскую версию социализма. Большинство марксистов начала 20-го века считали неизбежной экономическую диктатуру государства в переходный к коммунизму период (не только Ленин, но и Каутский, например). Причем умеренные социал-демократы надеялись сочетать эту экономическую диктатуру с политической демократией. А большевики выступали за диктатуру и в политической сфере.

Надо признать, что большевики были более последовательными марксистами. Экономический базис определяет политическую настройку. Невозможно при экономической диктатуре сохранить политическую демократию. Государственная экономика большевиков органично сочеталась с их политической диктатурой. Демократические политические реформы в социалистических странах неизбежно приводили к отказу от государственной экономики и социалистического эксперимента.

Европейские социал-демократы со временем также были вынуждены отказаться от идеи радикальной государственной централизации экономики. Большевицкий эксперимент показал им, что для этого необходимо пожертвовать политической свободой. А отказываться от демократии они были не готовы. В результате, приходя к власти, социал-демократические партии не посягали на основы капитализма.

Эсеровский социалистический проект, в отличие от марксистского, органично сочетал некапиталистическую децентрализованную экономику с широкой политической демократией. В центре этого проекта была кооперация, свободные ассоциации производителей и потребителей.

Новая жизнь крестьянской утопии социалистов-революционеров
На новом современном витке истории эсеровский социальный проект стал еще более актуален. Эсеры опирались на самостоятельные крестьянские хозяйства и считали их основой будущей социалистической экономики. В наше время люди, работающие в Интернете, в социально-экономическом плане такие же самостоятельные трудящиеся, как и крестьяне в начале 20-го века. Попробуем продолжить ассоциативный ряд. Плодородная земля, которая должна служить всем – Интернет. Личный участок земли – персональный Интернет-ресурс. Личная «лошадка за плугом» – компьютер. Собираемый урожай – информация, «креатив», который мы создаем на земле, т.е. в Интернете. Крестьянские общины – сети, творческие сетевые коллективы. Продажа урожая – реализация через Интернет творческой продукции.

Главным программным требованием эсеров была земельная реформа, социализация, отмена частной собственности на землю. Главная тема освободительного движения сегодня – социализация Интернета, т.е. антикопирайт, борьба с попытками собственнического «огораживания» в Интернете (классическая книга Джеймса Бойла по антикопирайту так и называется "Всеобщее достояние, или Огораживание общин разума»).

Наследие ведущего теоретика партии социалистов-революционеров Виктора Чернова сверхактуалено в условиях информационного сетевого общества. Его проект демократической самоуправляющейся социалистической экономики выгодно отличается от «тоталитарного государственного хозяйства» большевиков и хорошо ложится на современные нам технологические реалии (см. книгу «Конструктивный социализм» 1925 года).

Основой экономики будущего Чернов считал производственную демократию, кооперацию, горизонтальное равноправное сотрудничество людей в рамках различных экономических сообществ. Эти идеи Чернова  возможно реализовать только сейчас с помощью новых информационных технологий, социальных сетей в Интернете.

Например, прорывная идея Чернова о том, что планирование производства можно осуществлять не государственными директивными методами, как в СССР, а на основе долгосрочных заказов потребителей и их сообществ. Сейчас на практике ее реализация может выглядеть так: социальные сети потребителей в Интернете формируют долгосрочные и краткосрочные заказы, а производители на основе этих заказов планируют производство и сбыт. Именно в этом направлении, уверен, будут развиваться популярные сегодня потребительские социальные сети и социальный шопинг в Интернете.

В начале 20-го века крестьянская демократическая утопия эсеров не была реализована. Сегодня развитие информационных технологий формирует ее новую, современную версию: сообщество людей творческого труда - «вольных хлебопашцев» сеет зерна своих творческих усилий, собирает урожай материального и нематериального признания во всемирной паутине.


Tags: демократия, интернет-революция, история, кооперация, прямая демократия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments