?
Timofeev Oleg Vitalievich Тимофеев Олег Витальевич (timotv) wrote,
Timofeev Oleg Vitalievich Тимофеев Олег Витальевич
timotv

Различия между западноевропейским человеком и русским

Главное различие, как следует из слов Осипова А.И., заключается в том, что:
1) западный человек имеет особенно выделяющуюся гордость. Он всегда готов себя показать всему миру. Он сравнивает всё происходящее с самим собой, а не с истиной, которая ему закрыта.
2) русский способен сомневаться в своей правоте, а также способен верить в некую истину, которая от него скрыта. Это свойственно многим русским людям вне зависимости от того верующий он или нет.
3) западный человек считает, что для достижения порядка в обществе, в государстве главное соблюдать внешнюю сторону взаимоотношений. Эта внешняя сторона называется нравственностью.

- это всё из лекции  «Образование - принципы и подходы» Часть I с [07:06] по [20:32] - лекция из сборника 2010-2011 гг.
Лекцию читает Осипов Алексей Ильич, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии

"Безупречно нравственный человек может быть отвратительным в духовном отношении" [18:50-18:55]

"Именно духовная составляющая определяет всё. Именно духовное состояние человека, особенно общества, народа в конце концов определяет и всю внешнюю жизнь этого народа. Если хотите - социальный строй, окружающую атмосферу (стихийные бедствия, или напротив, благополучие) и т.д." [25:21-26:02]

"Сама нравственность без духовной стороны превращается в ничто. Постепенно нравственные нормы меняются. Причем меняются по пути деградации" (из 2-й части лекции)

На счет п. 1 я не уверен. Сразу скажу, что я не ездил по западным странам, не общался с теми людьми, и не проводил сравнительные наблюдения. Я не беру во внимание единичные случаи моего общения с представителями западной цивилизации. Я могу лишь выразить свои предположения и сомнения, а именно: вряд ли можно однозначно говорить о том, что у граждан той или иной страны гордости больше/меньше. Хотя если подумать... а именно принять во внимание тот факт, что смыслом жизни почти каждого западного человека является карьера, стремление быть успешным, лучшим, то это, несомненно, приводит к развитию гордости. В России идея успеха, как главного вектора в жизни, начала массово заражать умы только в конце XX-го ст. во времена Перестройки. Тогда как на Западе эта идея существует в умах большинства людей еще с древних времен - до основания Рима. На основании этого можно предположить, что западные люди, как говорится, на генетическом уровне далеки от чувства духовного. Возможно опираясь на этот же довод можно предположить, что ум и душа западного человека больше заражены гордыней, нежели у русского человека. Но это слабое предположение, т.к. за последние 30 лет в России выросло как минимум два поколения, каждый представитель которого целиком заражен идей успеха, как центрального вектора в жизни. Я говорю о том, что сегодня, т.е. в наше время, с моей т. зр., сложно делать сравнения по уровню гордости между русскими и американцами с европейцами. Возможно вместо этого, надо сказать о другом - среди русских людей пока еще есть такие, которые имеют некоторые представления о духовности, праведности, видимо благодаря дошедшей до наших дней информации о ярких примерах из жизни своих предков и из жизни известных людей. Ведь еще сравнительно не так давно, в XIX-м веке в России еще встречалось множество людей, ведущих праведный образ жизни. Хотя в процентном отношении ко всему населению это было уже каплей в море. Из XX-го века до нас тоже доходят примеры из жизни как простых верующих людей, так и православных святых. На Западе уже к началу XV-XVI-го века, а может быть и еще раньше, люди вовсе не знали, что такое духовность. Временной порог XVI-й век я взял по сути с потолка, основываясь лишь на предположении, что кто-нибудь еще мог знать, что такое духовность и праведность. По сути же, последней хранительницей знаний о духовном в Европе была Византия, которая к началу XV-го века окончательно разложилась духовно и морально. Но она к Западному миру не относилась. Если же говорить о представителях непосредственно Западного мировоззрения, а именно англосаксах и германцах, то вряд ли они вообще когда-либо правильно понимали духовность и праведность. Взять даже период от РХ до раскола христианской церкви в 1054 году - вряд ли тогда хоть какое-нибудь количество людей (пусть даже небольшое в сравнении с праведниками, жившими в России в XIX в.) жили праведной жизнью. Откровенно говоря, я ничего знаю о духовной жизни людей западной Европы того времени - эта сторона жизни людей не особенно волновала меня раньше, при изучении истории (до сегодняшнего момента), поэтому утверждать ничего не буду. Я могу лишь утверждать, что католическая вера, оформившаяся после 1054-го года от РХ, лишена понятия праведности в истинном понимании этого слова.

В отношении п.2 у меня тоже нет полной однозначности по тем же соображениям, что я озвучил для п.1. Но за не имением каких-либо аргументов со своей стороны я временно готов принять точку зрения Осипова.
С п.3 согласен.

В лекции «Ступени образования человека» Часть II [05:00]-[09:56] Осипов говорит немного по другому:
Киреевский Иван Васильевич пишет, чем отличается западный человек от русского:
1) западный человек всегда доволен своим наличным моральным состоянием. Он всегда доволен. Единственное чего ему не хватает и о чем он мечтает - это всему миру показать "вот каким надо быть - видите каким? Как я.". Видимо он имел в виду прежде всего немцев, он в Германии больше всего был. Но эта черта западных людей очень характерная. Недавно проводился теле опрос во Франции, вопрос был всего навсего один: как вы думаете, после смерти вы попадете в рай или в ад? Все 100% ответили: "конечно в рай". Причем ответил не просто так, а "конечно" - "о чем тут разговор? что за глупые вопросы?". В США проводился такой же опрос, 21% населения назвали себя святыми

2) русский человек всегда видит свою недостаточность. Не в том смысле, что он какой-то забитый или прочая - нет, он объективно, он серьезно, он трезво видит, что он, конечно, не тот кем бы он должен быть. Да, в моральном плане он видит, что он не тот. Даже о значительной массе не говорим. В принципе это наша натура еще ощущает эту святыню, которую христианство называет Богом, перед лицом которого мы понимаем, кто мы есть. Западный утерял это чувство.
В такой формулировке пункта 1 отсутствует явное указание на гордость, как главного отличия между русским и западным человеком. Пункт 2 тоже сформулирован несколько иначе, чем в предыдущей цитате. Кстати эта лекция тоже из сборника 2010-2011 гг.

Остальные лекции Осипова на тему различий между западноевропейским человеком и русским:

Видеозапись лекции из сборника 2008-2009 гг.:
«Отличия западного христианства от Православия» Часть I
http://tv-soyuz.ru/programms/lectures/lektsii-osipova/at15999
Лекцию читает Осипов Алексей Ильич, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии


Tags: знания о духовном, мировоззрение, мысль моя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments