Timofeev Oleg Vitalievich Тимофеев Олег Витальевич (timotv) wrote,
Timofeev Oleg Vitalievich Тимофеев Олег Витальевич
timotv

Социализация интернета. Беглый обзор

Здесь я приведу небольшой обзор тенденций в области социальных сетей.

Я нисколько не претендую на объективность поданной информации, более того, я прямо заявляю о том, что обзор является достаточно поверхностным. Обзор делал с целью понять тенденции, не сильно углубляясь. Для тех, кто в курсе событий или у кого нет времени на прочтение, могут сразу перейти к разделу "Заключение" - этот раздел является самым главным в этой статье.


Социальные сети, социальные сети, социальные сети!

Проштудировав интернет у меня сложилось впечатление, что все сошли с ума - сегодня в рунете существует не меньше пары сотен социальных сетей общего (неделового) типа.


Примеры социальных сетей: одноклассники.ру, вконтакте.ру, My Space, Мой Мир, семейная социальная сеть, В кругу друзей, по соседству
- это достаточно однородная подборка социальных сетей, которая сегодня представляет самый распространенный тип социальных сетей в интернете. Своего рода классика дня сегодняшнего. В дальнейшем будем называть их социальными сетями общего типа.

Из новенького могу привести пример интересного портала социальной сети общего типа Balluna.ru, но с ограниченными возможностями по вступлению, т.е. на портал люди попадают только по приглашениям, либо с разрешения администрации.

http://w2.com.ua/blogs/fry/balluna_ru_klub_dlja_otkrytyh_ljudej


Чтобы оценить масштаб распространения социальных сетей общего типа и некоторых других сделайте в поисковой системе запрос «список/каталог социальных сетей»:

http://www.keep-intouch.ru/links.htm

http://w2.com.ua/blogs/wafire/open_web_awards_pobediteli

Самые заметные социальные сети в мире

Распространённость «социальных сетей» в мире

Копал, копал, мысли думал, ссылки собирал и в результате нашел готовый обзор :)

Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации. Часть 1 или тут
Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации. Часть 2 или тут
Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации. Часть 3
- единственный маштабный обзор по социальным сетям в рунете на текущий момент. Респект автору, Семенову Никите Андреевичу. Составлен в апреле 2008-го. Хотя и охватывает он все тенденции того времени, всё же он достаточно поверхностный. Впрочем писать более конкретно и научно о развитии рунета особенно в русле социальных сетей смысла нет никакого - откровенно говоря уровень последних не вышел еще за пределы песочницы и стадии банального подражания на заокеанские технологии. С другой стороны, специалистам некогда писать точные обзоры по всему рынку – они сосредоточены на своей части рынка и хотят быть здесь первыми  :) К тому же обзоры из такого динамичного рынка, как IT, всё-равно устаревают в момент их публикации… Каждый день рождаются новые мысли и идеи. Социальные сети – быть может, одна из самых необъезженных лошадок на рынке web-технологий, HR-технологий, коммуникаций, систем управления знаниями, систем коллективной работы над проектами и многое, многое другое…


Еще немного ссылок:

2008 – год деловых социальных сетей (5.12.2007)

Социальные сети и деньги (опубликовано в 2007-м)

Facebook поднял еще 60 миллионов. От того же гонконгца, но не Джеки Чана. (март 2008)

Перспективы развития социальных сетей: корпоративные социальные сети (июль 2008)

Социальные сети всё чаще используются рекрутерами для поиска нужных кандидатов (май 2009)

http://www.i-community2008.ru/

http://www.i-community2009.ru/
Итак, представление о социальных сетях на момент 2008-го года мы имеем. Но я хотел бы поговорить о современных тенденциях и, конечно же, о своём видении ситуации.

Начнем с того, что на социальные сети я смотрю сквозь призму практической пользы для её участников, а не владельцев. В первую очередь я имею в виду участников с творческой натурой, а не натурой потребителя, которому только нужны удобные веб-сервисы и приложения так или иначе связанные с потреблением товаров и услуг. В связи с этим, на социальные сети общего типа я вообще внимание не обращаю. Меня интересует их дальнейшее развитие в деловые социальные сети, сообщества практиков (Community of Practice, CoP), корпоративные социальные сети и всевозможные гибриды на базе перечисленного. Даже профильные социальные сети не вызывают во мне никаких чувств, т.к. по своей сути не являются самостоятельным классом, а данное определение скорее служит для обозначения некой тематической направленности портала. Но начну я именно с профильных социальных сетей, т.к. они стали появляться практически сразу после возникновения самого понимания социальных сетей как таковых.


Профильная социальная сеть (ПСС). Этот термин появился в рунете после набора популярности таких социальных сетей, как вконтакте.ру и одноклассники.ру, а если быть точным, то первое использование названия "профильная социальная сеть" в рунете появилось в первой половине 2008-го года. До сих пор не существует никакого определения ПСС. Да и понятно почему - во-первых, ПСС в том виде, в котором они выглядят сегодня, начали появляться сравнительно недавно (95% порталов открыто в 2008-м и в этом году, остальные 5% в 2007-м), во-вторых, развитие социальных сетей как таковых в рунете сильно отстает от североамериканской доменной зоны, чтобы можно было проводить их классификацию. Но время идет и за последний год наметилась какая-то тенденция по разработке новых движков для социальных сетей. Поэтому мне хотелось бы понять, что такое ПСС и какая их роль в пространстве рунета. Пока я могу лишь попытаться дать только своё понимание ПСС....  
Профильная социальная сеть (ПСС)  - это сообщество людей, объединённых по интересам с целью общения и налаживания контактов в своей среде. С точки зрения устройства площадки общения ПСС - это веб-площадка, основанная на современном "социальноориентированном" движке, и у которой существует своя специфика общения, например, как в клубе любителей рыбалки. Эта специфика задаётся изначально в момент создания веб-площадки раз и навсегда. Принципиально ПСС ничем не отличается в данный момент от всем известных социальных сетей общего типа - вконтакте, Мой Мир и др.. Приставка "профильная" означает лишь некую специфику, накладываемую на веб-площадку. Сегодня российский интернет-бизнес начал серьезно интересоваться профильными социальными сетями, которые приобретают всё более привлекательный вид, как с точки зрения функций, интерфейса и всевозможных фич, так и с точки зрения механизма взаимодействия пользователей внутри самой сети. ПСС представляются им, как возможность более эффективного продвижения рекламы, т.к. аудитория приобретает более четкие характеристики, т.е. реклама становится адресной. Но о каких либо достижениях бизнеса на этом поприще говорить пока рано. Хотя, возможно, прецеденты имеются, например, уже больше года существует огромное количество ПСС на тему сексуальных знакомств и откровенно адультных  проектов, в которых платные услуги всегда востребованы :)


Год 2008-й можно считать годом массового появления ПСС в рунете в том виде, в котором они сегодня присутствуют:
Примеры некоторых действующих ПСС:
- социальная сеть для бизнесменов:
http://www.naidiinfo.ru

- социальная сеть инвалидов: http://www.invanet.ru/

- сеть профессиональных контактов "Мой круг": http://moikrug.ru/inv/uvxuoriq/

- социальная сеть музыкантов: http://muzkontakt.ru

- социальная сеть для Рыбаков, Охотников, и Туристов: http://rybakiohotniki.ru/

- социальная сеть туристов: http://tourout.ru/

- финансовый портал "Мой план", который реализован с элементами социальной сети

и еще бескрайнее море других ПСС на любой вкус и цвет....

Текущий год можно считать годом становления популярности ПСС в рунете, сопровождающееся насыщением пользователями.
Если смотреть в ближайшее будущее, то  становится понятно, что определение профильной социальной сети может измениться, или же вовсе не пригодиться. Дело в том, что сегодня меняются принципы устройства вообще социальных сетей, появляются новые виды, в связи с чем термин ПСС может устареть или потерять однозначный смысл. Но здесь я гадать не  собираюсь. Я хочу лишь отметить, что сегодня никто пока другого понимания в ПСС не вкладывает. Главное, конечно же, во всех социальных сетях - это принцип их устройства и функциональное/целевое назначение, а тематическая направленность - это уже отличительная характеристика более низкого ранга. Например, сеть "Мой круг" в связи с образованием отдельного класса деловых социальных сетей причисляют именно к ним, а не к профильным социальным сетям, не смотря на то, что
в сети "Мой круг" ничего принципиально отличного от сети общего типа нет. Или еще, например, саморазвивающаяся социальная сеть, в принципе, тоже может носить профильный характер  - всё зависит от того, как решат её участники.




Деловые социальные сети

С определением этого класса социальных сетей пока также всё неоднозначно, как и с ПСС.

Идея создать деловую социальную сеть в рунете возникла практически сразу же после появления вконтакте.ру. В результате появился портал "Мой круг", который позже выкупил Яндекс. В 2006-м термин деловая социальная сеть прочно вошел в обиход интернет-бизнеса и бизнеса вообще.

Тогда под деловой социальной сетью понималось нечто вроде обычной социальной сети, но только для деловых людей. Сегодня такого понимания недостаточно. Какая должна быть деловая социальная сеть – этот вопрос остается до сих пор открытым.

Посей день на российский рынок так и не вышло ничего, что можно было бы смело назвать порталом для создания деловой социальной сети. Название новое, поэтому всем хочется иметь под ним и новую начинку, причем кардинально и, даже, революционно новую. Неужели за 3 года бизнес не способен придумать и создать для себя мощную интернет платформу? Если отбросить фактор дэбилизма и слепой погони за легким баблом, то остается … Правильно! Ведутся НИОКР, конкурентная разведка, кто-то с кем-то мутит и договаривается, кто-то скупает необходимые разработки и передовые идеи… В общем, работы ведутся и очень-очень скоро, вдруг откуда ни возьмись, может появиться какой-нибуть монстр, который сразит всех наповал в буквальном смысле. Ибо эта штучка будет покруче всех социальных сетей общего типа вместе взятых. Быть может, это случится даже в конце этого года…


http://www.webplanet.ru/corporate/service/2008/12/12/zimetrix.html

http://www.bnews.kz/markets/it/zimetrix-networks-otkryvaet-delovuyu-socialnuyu-internet-set-dlya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva/


Zimetrix – это единственное из того, что достойно называться деловой социальной сетью. Разумеется, если исходить из той информации, которую предоставляет интернет. Ничего более серьезного, чем этот проект, мою душу не всколыхнуло. А почему всколыхнуло? Потому что интуитивно и через ключевые слова в скудном описании я ухватил немного сути - наверно благодаря тому, что сам подходил к решению проблемы взаимодействия и сотрудничества огромного количества людей на новом уровне, хотя и с другой стороны (это я об ССС).  Теперь вот думаю: а стоит ли мне так открыто продолжать делиться своими идеями, когда где-то в тени существует мега проект, способный в одно мгновение реализовать любые идеи благодаря мощному финансированию? :)

А вот вам почва для размышления:

http://www.zimetrix.org/

- видимо, идеологическая база у них мощная, а это дает основания полагать, что разработчики подошли к созданию веб-платформы нового поколения со всей серьезностью.

Что касается общих тенденций развития деловых социальных сетей, то просматривается четкая интеграция сервисов из бизнес-приложений с социальными сетями. Более подробно ознакомиться с веб-сервисами можно здесь:

http://livebusiness.ru. Рано или поздно все они объединятся под одной  веб-платформой и тогда деловые социальные сети по-настоящему начнут своё существование.



Корпоративные социальные сети

Хотя термин корпоративная социальная сеть появился в рунете только в прошлом году сегодня мы уже имеем конкретные примеры.

1) Cisco Systems со своей Communications Center of Excellence, CCoE

http://www.osp.ru/text/302/5099402.html

2) «1С-Битрикс: Корпоративный портал»

http://www.1c-bitrix.ru/products/intranet/

- там есть видеоролик с презентацией.

Лично у меня сложилось представление, что это действительно корпоративный портал, но не корпоративная социальная сеть. «1С-Битрикс: Корпоративный портал» позволяет создать полноценный корпоративный портал, имеющий все возможности социальных сетей общего типа. Но дело в том, что я не заметил механизмов, которые бы позволили благодаря введению «социальной составляющей» как-то более или менее существенно способствовать повышению  эффективности компании. Модуль «социальная сеть» там присутствует скорее как дополнение, чем как главная функциональная составляющая, которая могла бы кардинально изменить представления о корпоративных порталах. Откровенно говоря, продукт «1С-Битрикс: Корпоративный портал» даже как корпоративный портал всё еще находится в прошлом веке по сравнению с заокеанскими собратьями.

3) «Своясеть»

http://svoyaset.ru/info/2009/05/04/korporativnaya-socialnaya-set/

 

Сегодня корпоративные социальные сети используются отечественными компаниями пока только для внутренних нужд с доступом извне только для сотрудников.

Например Евровсё.


Но я думаю, что будущее корпоративных социальных сетей следует видеть в открытом доступе для всех. Я имею в виду, что корпоративный портал должен иметь открытую часть для любых посетителей, т.к. это позволяет улучшать связи между клиентами, поставщиками, отслеживать общественное мнение и информацию касательно недостатков в работе компании, качества продукции, учитывать пожелания, формировать имидж компании и др. Впрочем, это всем давно известно – собственно для этого порталы всегда и предназначались. Просто отечественные компании, видимо, пока не рискуют открывать порталы, оснащенные «социалкой», для широкой аудитории. Уверен, это вопрос лишь времени…

Пример: корпоративная социальная сеть для мобильного оператора Tele2

Как утверждают в SPBNET веб-проект для Tele2 является одним из первых примеров российских корпоративных социальных сетей.


Существующие определения КСС:

http://www.spbnet.ru/solutions_and_services/intranet/networks.html

http://svoyaset.ru/info/2009/05/04/korporativnaya-socialnaya-set/

http://www.osp.ru/text/302/5099402.html



Уверен в том, что в вскоре все корпоративные социальные сети будут оснащены полноценными инструментами для коллективной работы над проектами.


Сообщества практики (Community of Practice, CoP)


А это, пожалуй, самое вкусное сегодня.

В отличие от новомодных социальных сетей сообщества практиков это действительно сообщества, которые существуют достаточно давно, поэтому термин «сообщество практики» имеет четкое определение.

Поэтому я прошу всех терпеливо пройтись по ссылкам.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Сообщество_практикующих

http://letopisi.ru/index.php/Сообщество_практики



Цитата


Сообщества [практиков - timotv] коренным образом отличаются от рабочих групп и проектных команд. Они формируются добровольно вокруг лидеров-экспертов, а не назначенных руководителей; их цели определяются самим сообществом, а не ставятся «извне». Они существуют продолжительное время, тогда как рабочие группы и проектные команды, достигнув поставленной цели, прекращают свое существование. И, наконец, они могут не иметь четких целей и сроков выполнения работ и не отчитываться о результатах.

http://www.improvement.ru/zametki/marinicheva/


Цитата


Исследователи применяют понятие практическое сообщество (Community of Practice, CoP) для обозначения частного случая социальной сети: она объединяет людей, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании на практике и для достижения таких целей постоянно взаимодействуют друг с другом. Это могут быть сообщества ученых, группы инженеров или специалистов (например, по маркетингу или продажам), причем не обязательно ограниченные рамками одной компании, а объединяющие людей со сходными интересами в разных организациях по всему миру.



Надо понимать отличия CoP от простых сообществ «по интересам» и от формальных рабочих или проектных групп. Участников CoP объединяет не только интерес к некой области знаний, но и стремление к сотрудничеству в процессе применения этих знаний на практике. Однако они не обязаны отвечать за выпуск определенной продукции или реализацию услуг в рамках одной корпоративной структуры, равно как и работать над одним проектом.




Практические сообщества, по сути, и осуществляют сегодня управление явным и неявным знанием. Члены сообщества хорошо понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами. Они способны оценить уровень квалификации, проблемы и озарения коллег, получить друг от друга недостающие им знания. Эти знания являются основой для решения стоящих перед членами сообщества задач и базой для формирования новых знаний. А технологии, системы и структуры накопления и доступа к информации, такие как внутрикорпоративные сети, порталы и программные продукты совместной работы, обеспечивают инструментальную поддержку управления знаниями.

- http://www.osp.ru/os/2005/12/380634/_p2.html


Цитата


Идея сообщества практикующих (англ. community of practice, часто сокрашается как CoP) относится к процессу социального обучения, которое происходит, когда люди, имеющие общий интерес к некоторой теме или проблеме, сотрудничают в течение длительного времени, чтобы обменяться идеями, найти решения, построить инновации.




Термин был впервые употреблен в 1991 Джин Лэйв (Jean Lave) и Этьеном Венгером (Etienne Wenger), применительно к ситуативному обучению, являющемуся частью попытки переосмыслить учебный процесс в Институте Проблем Обучения. Позже сообщества практикующих стали связывать с управлением знаниями, поскольку люди начали рассматривать их как способы увеличить общественное достояние, порождая новые знания, стимулируя нововведения и разделяя существующее «молчаливое знание» со всей организацией. Теперь это часть учения об организационном развитии (англ. organizational development, или OD).

- http://www.oot-kaf.ru/mi/machex/soobchestva.htm


Проект RuSMEco (15.05.2005 ÷ 14.05.2007):

http://www.smb.ru/analitics.html?id=spdip


Участие в проекте агенства "ТАРП-ЗЕЛЕНОГРАД":

http://www.4sme.ru/txt/2cop.doc (нахождение ссылки: http://www.4sme.ru/proekty2.htm )



Следует разделять понимание сообщества практиков до возникновения социальных сетей и после. Дело в том, что сегодня социальные сети диктуют моду во всём, что связано с веб-порталами, в связи с этим сообщества практиков наконец-то начинают обретать лицо. Примеров в рунете пока крайне мало, и текущий год можно считать только началом их появления в новом обличии. В рунете существует гигантское количество разнообразных порталов профессиональных сообществ, но практически ниодно из них нельзя отнести ни к сообществу практиков, ни к деловым социальным сетям, ни к корпоративным социальным сетям. На этом фоне термины «профессиональное сообщество» и «портал профессионального типа» выглядит совершенно неконкретно. Поэтому многие порталы будут определяться, что же за сообщество на самом деле они представляют и к чему стремятся. Сообщества практики в рунете будут возникать в том числе и из профессиональных сообществ, вроде этого:

http://www.e-xecutive.ru/about/

- первое в Рунете профессиональное сообщество (существует с 2000 года).

Думаю, начиная со следующего года сообщества практики будут образовываться более активно, может быть не так, как порталы профильных социальных сетей в 2008-м, но, во всяком случае, не заметить их будет сложно.


Сообщества практики, по своей сути - это социальная сеть, которая оснащена современными инструментами для коллективной работы над любыми проектами и задачами. Для сравнения, в деловой социальной сети люди преследуют свои личные цели, как правило, связанные сведением бизнеса. Перед корпоративной социальной сетью ставится задача повышения эффективности самой компании, хотя здесь, также как и в сообществе практики, и в деловых социальных сетях работа над проектами ведется коллективно.



Движок «Своясеть» позволяет создать социальную сеть, очень похожую по возможностям на сообщество практиков:

http://svoyaset.ru/info/2009/06/06/prostoe-upravlenie-zadachami-v-svoyaset/

http://www.livebusiness.ru/tools/wiki/



Заключение 


Сегодня можно утверждать, что развитие интернета, и в частности социальных сетей, происходит в русле концепции Enterprise 2.0. Такое явление, как социальные сети обрело четкие черты и сегодня динамично развивается по трем направлениям: соц. сети общего типа, деловые социальные сети и корпоративные социальные сети. При этом последние два типа – это своего рода киты, которые сегодня не только отражают развитие социальных сетей, но и которые задают направление развития всего практического и бизнес интернет-сообщества.  Но, к счастью наметилось и третье перспективное направление - сообщества практики, будущее которых еще только впереди, их время сегодня только начинается. Все три направления (деловые, корпоративные соц. сети и сообщества практики) объединяет одно – всеобщая интеграция в буквальном смысле: интеграция пользователей для совместной и коллективной работы над задачами/проектами, и интеграция всех известных сервисов под одну веб-платформу. Считаю что, и сообщества практики (коллективные интересы), и деловые социальные сети (частные, т.е. личные интересы), и корпоративные социальные сети (корпоративные интересы) рано или поздно будут иметь примерно одинаковый набор веб-сервисов, но будут отличаться устройством движка, а если точнее, системой взаимодействия участников сети. Процесс преобразования интернета в web 2.0 выражается тремя мощными тенденциями:

- социализация веб-платформ

- преобразование оффлайн-приложений в онлайн

- развитие мэшап-технологий



Про современные веб-сервисы рекомендую почитать здесь:

http://livebusiness.ru




Гибридные социальные сети


Как такового термина в природе пока не существует, но сами социальные сети существуют. Сегодня (подчеркиваю – именно сегодня!) это объясняется тем, что ветер социализации всего и вся на просторах www не оставляет времени на продумывание действительно эффективной и целевой структуры «социальных» порталов. Времена неспокойные пока… Поэтому здесь я информацию собирать пока отказываюсь. Только ради уважения к своей персоне ( Но если чисто случайно будут встречаться примеры, то непременно буду добавлять сюда ссылки.

HeadHunter Live



На стадии разработки

случайная подборка стартапов и новых идей, которые не знал к чему отнести


1)Одобрены новые проекты в рамках бизнес-инкубатора Startup Lab


2)

Цитата


«Вконтакте», «Одноклассники», «FaceBook», все мы знаем, что это. Наша компания готова изменить ваше представление о социальных сетях будущего. Мы готовы заявить, что наша социальная сеть будет на голову выше всех существующих на сегодняшний день.




Одной из революционных способностей будет то, что любое действие пользователя в системе будет определенным образом отражаться на отношение системы к нему. В идеале, при достаточной активности пользователя, которая представляет собой просмотр контента, голосование, комментирование и тому подобное, система будет иметь достаточно точное представление о его индивидуальности и взаимодействовать с ним учитывая это.


- http://www.cravvler.com/nodes/show/social_network/

  
Tags: IT-сфера, enterprise 2.0, web 2.0, деловые социальные сети, профильные социальные сети, сообщества практики, социальные сети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments