Timofeev Oleg Vitalievich Тимофеев Олег Витальевич (timotv) wrote,
Timofeev Oleg Vitalievich Тимофеев Олег Витальевич
timotv

Экономическая целесообразность ж/д Обская-Бованенково (бэкап из википедии)

Бесспорным является необходимость транспортного сообщения с НГКМ Бованенковское и другими месторождениями на п-ве. Спорным является не сама ж/д от ст. Обской до ст. Бованенково, а её строительство без четких планов своевременного строительства СПГ-заводов, своевременного освоения нефтяных месторождений на п-ве Ямал и раньше строительства ж/д Полуночное-Обская. Четких планов освоения нефтяных месторождений на п-ве нет, нет и четких планов по ж/д Полуночное-Обская. В пользу существующей ж/д говорит только четкая решимость правительства РФ по строительству на п-ве СПГ-заводов. Головной компанией была выбрана ОАО "Ямал СПГ". Что интересно, ОАО "Газпром" отказался осваивать производство СПГ на Ямале по причине загруженности другими (более прибыльными ?) проектами, в т.ч. и производством СПГ, но на других географических направлениях (Сахалин, Калининград) и для других типов потребителей (СПГ в сравнительно малых объемах). Разработка принадлежащих ему месторождений Тамбейской группы значится в его планах за пределами 2030 года. [1], [2] Возможно поэтому Газпром уже с 2009-го года заявляет о продаже ж/д, чтобы исключить ненужные расходы по её содержанию после окончания строительства большей части инфраструктуры НГКМ Бованековское. Но так ли велика доля этих расходов в конечной цене на газ? Готовы ли взять ж/д себе на содержание производители СПГ - неизвестно. Достаточно ли одного СПГ-фактора для существования ж/д? В любом случае расходы по содержанию ж/д можно снизить только за счет кооперации между ОАО "Газпром", ОАО "Ямал СПГ" и другими участниками освоения НГКМ Ямала, если таковые имеются. Что будет с ж/д покажет время.
В сентябре 2009 года Алексей Миллер высказал готовность продать дорогу ОАО «Российские железные дороги» за 130 млрд рублей. [3]. Однако РЖД не торопится совершать покупку в связи с убыточностью дороги. [4]
26.10.2009 [5], [6] В ОАО «РЖД» считают, что Обская – Бованенково, которая строилась как технологическая линия, в принципе не может окупиться, даже если её отдадут даром. К такому выводу пришли специалисты Гипротранстэи, проводившие первичный анализ предложения «Газпрома». «Планируемый грузопоток по этой линии – немногим более 3 млн тонн в год, этого недостаточно даже для того, чтобы просто содержать дорогу, – заявил «Гудку» начальник отдела инвестиционного проектирования и оценки эффективности проектов Гипротранстэи Максим Фейло. – При балансовой стоимости дороги 130 млрд руб. на одну лишь амортизацию ежегодно придётся отчислять свыше 5 млрд руб.».

Аргументы "За" ж/д Обская-Бованенково
Возобновление строительства ж/д в 2005-м после перерыва 1995-2005 гг. было очевидной необходимостью - начало полномасштабного освоения НГКМ на п-ве Ямал без доставки грузов ж/д транспортом откладывалось на неопределенное время, фактически на десятилетия.
Остается неизвестным на данный момент следующее: какова была аргументация выбора маршрута для ж/д до НГКМ Бованенковское в советское время, в 1980-х годах.
Вероятно, что до 1986-го года, когда началось строительство ж/д, проект маршрута был экономически целесообразен, например в связи со следующими (предполагаемыми) аргументами:
1) маршрут ж/д Обская-Бованенково заложили явно с учетом перспективы освоения месторождений полезных ископаемых на восточных склонах Урала, где на тот момент велась геологическая разведка и уже имелись определенные данные по промышленным запасам некоторых ископаемых. Хотя острой необходимости в освоении месторождений Урала тогда не было.
2) стоимость работ по возведению и содержанию ж/д и остальной газодобывающей инфраструктуры покрывалась конечной выгодой от добытого газа. Не исключено, что этот аргумент был единственным на тот момент, что вполне может быть, если учесть, что сегодня стоимость таких работ многократно выше, в т.ч. по причине желания частных компаний иметь высокие прибыли.
3) маршрут ж/д Обская-Бованенково заложили исключительно из стратегических соображений с целью освоения территорий п-ва Ямал. В данном случае об экономической эффективности маршрута в первые 20-30 лет эксплуатации по сравнению с другими его вариантами, если они были, не может быть и речи.
Что касается добычи нефти на п-ве Ямал то, на данный момент сведений о планах 1980-х годов по её добыче нет.
Среди прочих, менее важных факторов, которые влияют на маршрут ж/д до месторождения, также необходимо учитывать маршрут будущей газовой магистрали с этого месторождения. Достоверно известно [7], что в 1990-м году планировалось транспортировать добытый на п-ве газ единственным маршрутом - по газопроводу Бованенково — Ухта, который, как тогда и планировалось, построили через Байдарацкую бухту. Как вариант, железную дорогу тоже можно было проложить через Байдарацкую бухту от п. Хальмер-Ю, однако был выбран нынешний маршрут.

Аргументы "Против" ж/д Обская-Бованенково и альтернативные маршруты до НГКМ Бованенковское
Речь даже не идет о самой ж/д - она убыточна по определению. Вопрос - какую долю издержки от её содержания занимают в конечной стоимости газа. К сожалению сегодня приходится говорить именно об эффективности освоения НГКМ на п-ве Ямал.
В современных условиях (первые 15 лет 21-го века) без комплексного освоения природных ресурсов п-ва Ямал, хотя бы углеводородов (трубопроводный газ, СПГ, нефть), содержание железной дороги экономически нецелесообразно, хотя стратегически безусловно необходимо (с т.зр. развития региона). Содержание нефтегазовой инфраструктуры за полярным кругом - это крайне дорогостоящее дело. Необходимые для этого автомобильные и ж/д еще больше удорожают её обслуживание в заданных географических условиях. Главная проблема ж/д от Обская - Бованенково в том, что она используется только для строительства инфраструктуры НГКМ Бованенковское, и после окончания строительства ж/д дорога будет не нужна до тех пор, пока не появится необходимость транспортировки оборудования в морские порты Сабетта и Харасавэй для содержания портовой, нефте-газодобывающей инфраструктуры и заводов по производству СПГ. Железные дороги до Сабетты и Харасавэя планируется ввести в эксплуатацию только в 2030-м году.

К. т. н. Анатолий ЖУРАВЛЕВ, считает, если уж и строить ж/д до НГКМ Бованенковское прежде ж/д Полуночное-Обская, то следовало бы выбрать другой маршрут - от Воркуты через Байдарацкую губу. Это кратчайший путь от Бованенково до существующей ж/д сети. В случае такого маршрута возможны два варианта транспортных путей - либо паромно-ледокольное сообщение с южного берега Байдарацкой губы до северного, а дальше по ж/д до НГКМ Бованенковское, либо ж/д и автомобильным транспортом прямо от Воркуты по насыпной дамбе через Байдарацкую губу и далее до НГКМ Бованенковское.
К. т. н. Анатолий ЖУРАВЛЕВ [8], [9]:

Если взглянуть на карту, то видно, что расстояние от Воркуты до Бованенково примерно равно расстоянию от Обской до того же конечного пункта. А от Воркуты до Обской не одна сотня километров, а на каждый тонно-километр – весьма приличный тариф. Еще две маленькие детали: от Воркуты рабочее железнодорожное движение осуществлялось до Хальмер-Ю, самого северного шахтерского поселка, это еще полсотни километров по направлению к Ямалу. На пути от Воркуты к Ямалу простирается широкая Байдарацкая губа. Это серьезная водная преграда, но технически преодолимая: губа мелководна, и большая часть ее недоступна для морских судов, сквозного судоходства по ней нет. То есть переход через губу по дамбе с простейшими сооружениями вполне возможен. Причем, помимо железной или автомобильной дороги, весьма заманчиво пустить посуху и газопроводы.

<...>
Что нужно, если мы хотим устойчивого развития? Начать следует с дороги Воркута – Ямал. Следующим шагом в создании железнодорожной сети в перспективных нефтегазодобывающих районах Севера должно стать строительство магистрали Ивдель – Обская, которая соединила бы месторождения с Уральским промышленным районом.

Очень долго обсуждалось строительство магистрали Полуночное – Обская, которая должна быть транспортной осью многоотраслевой промышленной программы «Урал Промышленный – Урал Полярный». Казалось, в годы экономического подъема железная дорога будет построена быстро, она имела хорошие перспективы окупаемости. Но первоочередным стало строительство трассы Обская – Бованенково, которое форсировать вовсе не следовало, так как «Газпром» временно приостановил ввод в эксплуатацию Бованенковского месторождения из‑за падения спроса.

При этом проектируемая дорога Полуночное – Обская является не региональной, а частью общероссийской железнодорожной сети, по ней всегда будет что возить, и она приносила бы отдачу на каждом километре, причем при ее наличии железная дорога Обская – Бованенково была бы построена быстрей и дешевле благодаря бесперебойному снабжению техникой и материалами.


Участник:Timotv против точки зрения Анатолия Журавлева:
Анатолий Журавлев говоря об экономической целесообразности рассматривает ж/д Обская-Бованенково, которую начали строить в 1980-х, в одном временном интервале с проектируемой сегодня ж/д Полуночное-Обская-2. В связи с этим ценность данной статьи нулевая. Более того он не учитывает реалии советского периода - затраты на строительство были другими. К сожалению он не говорит об этом ни слова. Не думаю, что в 1980-х маршрут ж/д Воркута - НГКМ Бованенковское через Байдарацкую губу не рассматривался. Возможно, в то время такой маршрут, если и давал экономический выигрыш, то несущественный, а потому от него следовало отказаться. Опять же, автор ничего не говорит о планах советского периода по строительству ж/д вдоль восточного склона Урала (Полуночное-Обская) и вообще о вариантах маршрута ж/д до НГКМ Бованенковское, предлагаемых в то время. Существовали ли планы строительства ж/д Полуночное-Обская мне не известно, но без установки этого факта не возможно оценить экономическую целесообразность советского проекта ж/д Обская-Бованенково.
 


[1]Время новостей, #182. Двуглавый Ямал, 06.10.2010
[2]Сжиженный природный газ (СПГ): получение, использование, новые технологии - Нефть и газ России - нефтегазовый форум - Страница 3
[3] Газпром готов продать РЖД железную дорогу Обская-Бованенково за 130 млрд рублей, interfax.ru, 24 сентября 2009 года
[4] Дорожный спор, Веб-сайт Трансмашхолдинг
[5]Нагрузка по себестоимости. Железнодорожникам и газовикам предстоят нелёгкие переговоры о судьбе дороги к ямальским месторождениям
[6]форум "Транспорт в России", пост: Yaroslav 27.10.2009 16:50
[7]http://www.oilforum.ru/topic/40602-bolee-dlinnii-gazoprovod-pochemu-prinjato-takoe/page__view__findpost__p__191985
[8] Те ли дороги мы выбираем? Анатолий ЖУРАВЛЕВ, к.т.н. Екатеринбург, 03.02.2010
[9] Дороги, которые мы выбираем. Анатолий ЖУРАВЛЕВ, к.т.н. Екатеринбург, 02.04.2010
Tags: ! резервная копия, Россия, транспортные пути сообщения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments